Видеоуслуги в сетях передачи данных (IPTV)
ГлавнаяВидеоуслуги в сетях передачи данных (IPTV)

Стартовые услуги сети IPTV:

На сегодняшний день количество транслируемых каналов перестает быть определяющим фактором для потребителя при выборе оператора. Публикуемые статистические отчеты по потребительской привлекательности телевизионных программ показывают, что начиная с 20-25 программ абонент становится нечувствительным к дальнейшему увеличению их числа. На первое место ставится стоимость услуги, естественно, при обеспечении качества трансляции ТВ-каналов. В этой ситуации мы полагаем, что при увеличении количества каналов (более 50) будет востребована услуга выбора своего персонального пакета в объеме 15-25 телепрограмм.

Наличие большого количества программ требует предоставления пользователю автоматизированной системы навигации и выбора программ по тому или иному критерию, поскольку публикация так называемой программы телепередач в виде сборника теряет всякий смысл (на изучение и поиск требуемой программы будут уходить часы). В этой связи становится актуальной услуга электронного гида (EPG) по транслируемым каналам.

Из всего изобилия предлагаемого на рынке видеоматериала наиболее востребованным является локальный (местный) контент. Абонента всегда интересуют события и происшествия своего двора, района, города, школы, института и т.п. Другим аспектом востребованности локального контента является то обстоятельство, что в каждом регионе и городе есть национальные группы компактного проживания, для которых национальный контент является жизненно необходимым. Поэтому реализуемая сеть IPTV должна обеспечивать услугу трансляции национальных и региональных каналов.

Одним из перспективных видов услуг IPTV является предоставление контента по запросу. За последние годы спектр решений по реализации данного вида услуг существенно расширился в своей ориентации на различные слои потребителей: отреального видео по запросу (Video on Demand) для наиболее состоятельного VIP-класса и до услуг типа домашний кинотеатр (Near Video on Demand) или, например, вещание по заранее составленному списку (Scheduling Video on Demand) для потребителей эконом класса. Данные услуги являются неким элементом новизны, позволяющим оператору получить инновационное преимущество перед традиционными кабельными операторами.

Нельзя забывать и о том, что массовая абонентская сеть телезрителей является привлекательным сегментом для других поставщиков товаров и услуг, что позволяет оператору получить дополнительный сегмент потребителей услуг сети — рекламодателей. По данным операторов кабельного телевидения, на текущий момент доходы от рекламы по своей величине сопоставимы с доходами, получаемыми от абонентов. В этой связи представляется оправданной реализация системы цифровой вставки рекламы и видеоконтента для замещения общероссийской рекламы на целевую локальную, а также для обеспечения гибкости в формировании локальных программ и непрерывности режима трансляции.
 

Услуги, реализуемые по мере развития сети IPTV:

По мере развития сети с формированием потребительского спроса и устранением наследованных стереотипов мышления о бесплатности телевизионных услуг обеспечивается создание значительной абонентской базы для получения стабильного ARPU. Соответственно, на данном этапе будет оправдана реализация дополнительных видов услуг.

Одной из таких услуг является персональный видеомагнитофон (Personal Video Recorder - PVR), реализация которой позволяет абоненту просматривать требуемые материалы, транслируемые в режиме реального времени в период, когда абонент по тем или иным причинам не может их посмотреть. Данная услуга может быть реализована двумя способами: либо с использованием телевизионной приставки с встроенным диском для записи и хранения контента, либо централизованно на видеосервере с необходимым массивом хранения и с соответствующей производительностью по количеству воспроизводимых видеопотоков. Оба варианта требуют значительных затрат.

Вполне вероятно, что также будет востребована услуга вещания каналов со сдвигом по времени (Time Shifted TV), являющаяся частным случаем реализации PVR, при котором ведется непрерывная запись транслируемых телеканалов и их последующее воспроизведение по запросу. Данная услуга также предъявляет дополнительные требования к объему записи в реальном времени и хранению материалов на видеосерверах, а также к производительности серверной платформы в зависимости от объема воспроизводимых видеопотоков.

Очень привлекательной услугой могут оказаться игры (Gaming) и, безусловно, данная услуга будет востребована сразу, с первого этапа. Однако реализацию данного сервиса следует отнести ко второму этапу, потому что стоимость лицензий за использование высока, а низкая культура соблюдения авторских прав в нашей стране снижает интерес производителей к российскому рынку и объясняет их нежелание проводить русификацию продуктов. Последнее обстоятельство создает дополнительный заградительный барьер для массового потребителя.

В качестве услуги для VIP-пользователей, число которых будет неуклонно расти, может быть предложена услуга по предоставлению телевизионных программ и видеоматериалов высокой четкости (HDTV). Указанный контент постепенно появляется на мировом рынке и в ближайшее время, скорее всего, будет доступен в нашей стране.
 
Функциональная схема решения IPTV:
 

Видеоуслуги в сетях передачи данных (IPTV)

 
Основными составляющими решения IPTV являются:

1. Система формирования потоков вещательного видео - головная станция IPTV.

Система формирования потоков вещательного видео - головная станция IPTV.

2. Система формирования и распределения видео по запросу - серверная платформа VoD/NVoD.

3. Программное обеспечение для осуществления (взаимодействие подсистем, управление

сервисами, отображение услуг на экране телевизора) - Middleware.

4. Система управления подписчиками SMS.

5. Система условного доступа - CAS.

6. Система сетевого управления - NMS.

7. Опорная сеть - BackBone Network.

8. Сеть доступа - Access Network.

9. Абонентский терминал —IP STB.
 

Стадии внедрения IPTV

Внедрение услуг IPTV начинается с опытной зоны широкополосного IP-доступа и свободного (без кодирования и управления) доступа абонентов к отдельным телеканалам (некоммерческая услугаТВ-Бонус),доступным в традиционных сетях телевидения. Пользователь Интернет получает право на просмотр ТВ-каналов как на мониторе компьютера, так и на экране телевизора (с применением IP STB). Если пропускная способность сети достаточна, то потребуется лишь инсталляция бюджетной головной станции, обеспечивающей преобразование потоков телепрограмм в IP-формат, и организация мультикастовой группы адресов телеканалов. Такое решение при небольшом бюджете уже повышает привлекательность сети передачи данных, стимулирует рост пользователей широкополосного доступа. Это идеальное по цене решение позволит достаточно быстро организовать в сети дополнительный сервис.

Переход к коммерческому внедрению IPTV связан с расширением количества телепрограмм, внедрением профессионального приемного оборудования и инсталляцией на сети системы управления доступом пользователей, связанной с биллингом компании (коммерческая услуга -ТВ-Эконом).

Оказание полноценной коммерческой услугиТВ-бизнесстановится возможным благодаря внедрению программного обеспечения (Middleware), системы управления подписчиками (SMS) и системы защиты контента (CAS), признаваемой ведущими телеканалами. Запуск развитого информационного портала о телеканалах и программах передач поможет абонентам сформировать свой собственный телевизионный пакет. Реализация услуги ТВ-бизнес позволит полностью защитить интересы оператора и правообладателей видеоконтента одновременно решив вопрос адресности предоставления абонентам сервисов.

Предоставление элитарного коммерческого пакета услуг связано с внедрением услуги nVoD (коммерческая услугаТВ-Бизнес+).На данном этапе абонент получает полный пакет услуг интерактивного телевидения и услуг по запросу, а оператор - массу конкурентных преимуществ и значительный рост ARPU.
 
Оценка удельных затрат для решений IPTV:
 
Вид услуги
Головное оборудование (производитель)
Уд.стоимость на абонента (в масштабах сети на 10 тыс. абонентов)* нарастающим итогом
Некоммерческая услуга«ТВ-бонус»
Приемо-передающая головная станция (DigiCin/EtherCin)
от 50 руб.
Коммерческая
Приемная головная
от 1920 руб.
услуга«ТВ-Эконом»
станция (Ikusi/Blancom/ DigiCin) Платформа IPTV (Harmonic/ScAtlanta)
 
Коммерческая
ПО Middleware
от 170 руб.
услуга«ТВ-Бизнес»
(Ortikon) SMS (Data Prisma OY) CAS (Verimatrix)
 
Коммерческая услуга«ТВ-Бизнес+»
Видеосерверы + ПО управления (BitBand)
от 3170 руб.
*без учета абонентских терминалов
 
При комплексном или повторном заказе услуг предоставляются скидки.
Постоянным Заказчикам и Партнерам – персональные тарифы на оказание услуг.